Государственное регулирование торговой деятельности

Рыночная экономика не исключает, а даже предполагает государственное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством, по обеспечению предпосылок для эффективного развития рыночной экономики в целом и бизнесе в частности. Вмешательство государства в функционирование рыночных механизмов основывается на комплексе элементов различных теорий регулирования – кейнсианства, монетаризма и конвергенции социально-экономических систем. Данные теории были разработаны для рыночной экономики. Но, ни одна из них в чистом виде не применялась, да и не может быть применима. Они используются в зависимости от стадии развития общества.

Воздействие государства на сферу товарного обращения осуществляется с целью сбалансирования спроса и предложения и должны осуществляться по следующим Государственное регулирование торговой деятельности направлениям:

- регулирование налоговой и денежно-кредитной политики;

- регулирование цен и тарифов на отдельные социально-значимые товары и услуги;

- введение квот, лицензий, стандартов и технических условий к качеству товаров и услуг;

- ведение социальных, гуманитарных и экологических норм;

- определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации представляемой в государственные органы;

- разработка системы программ и мероприятий для достижения определенных параметров экономики (например, программа поддержки малого бизнеса) и т.д.

В Законе «О торговле» (2003 г.) предусматривается перечень принципов, ограничений и мероприятий по поддержке и содействию торговле (глава 4). Все эти формы и методы могут быть сгруппированы в следующие три блока:

1. Правовые, применяемые в Государственное регулирование торговой деятельности рыночной экономике (антимонопольное законодательство, правила сертификации продукции, регламент проведения государственных закупок, правила работы бирж и т.д.).

2. Финансово-экономические (налоги, кредиты, льготы, дотации, государственные программы и др.).

3. Социальные (установление минимальной заработной платы, размеры пенсий, пособий, выплат и т.д.).

Различают две группы методов:

1) Прямые методы государственного регулирования (законодательные акты, программы, субсидии, бюджетное финансирование, государственный заказ);

2) Косвенные методы регулирования (налоговая, ценовая, финансовая, кредитная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.).

Государственными органами в пределах их полномочий в области торговли последовательно и на системной основе проводится работа по:

созданию условий для эффективной деятельности субъектов торговли;

поддержке инвестиционной деятельности, включая приобретение новой торговой Государственное регулирование торговой деятельности техники и оборудования, осуществление и внедрение научных исследований, а также внедрение новых технологических процессов;

привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;

осуществлению программ демонополизации торговли;

поддержке и развитию предпринимательства;

формированию стабилизационных фондов товаров;

приватизации объектов торговли;



освоению экономически мало эффективных торговых зон, расположенных в отдельных местах проживания граждан или приложения их труда, труднодоступных населенных пунктах, экологически неблагоприятных районах;

созданию и развитию отраслевых и территориальных ассоциаций, союзов торговых организаций;

стимулированию торговли посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иного экономического стимулирования в соответствии с законодательством.

Государственные органы содействуют субъектам торговли в развитии устойчивой и Государственное регулирование торговой деятельности эффективной системы товародвижения, выполнении работ, оказании услуг потребителям и стимулировании их деятельности.

К основным полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли относятся:

разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

принятие в пределах их компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли;

осуществление государственного контроля в области торговли;

применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

иные полномочия Государственное регулирование торговой деятельности в соответствии с законодательством.

В целях защиты прав потребителей в 2002 г. Принят Закон республики «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавливает их права на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.

Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, как к частным, так и государственным и кооперативным организациям торговли.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных Государственное регулирование торговой деятельности социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены норматив обеспеченности населения торговой площадью – 260 кв.м на 1 тыс.чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети объектов общественного питания – не менее 15 мест на 1 тыс.чел.

Ежегодно Правительством Беларуси принимается решение о создании стабилизационного фонда продовольственных товаров на межсезонный период и формировании цен на продукцию растениеводства. Кроме того, разрабатывается порядок организации и проведения конкурсных торгов для закупки товаров (работ, услуг) с целью удовлетворения государственных нужд.

В целях повышения эффективности политики государственного регулирования в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания необходимо реализовать ряд следующих мер макроэкономического характера:

- обеспечение единых Государственное регулирование торговой деятельности подходов при осуществлении государственного регулирования торговой деятельности и деятельности товаропроизводителей; совершенствование института собственности, других институтов рыночной инфраструктуры, включая рынки товарных, информационных и консультационных услуг, и развитие конкуренции, разработка Программы поддержки малых и средних организаций в период трансформации торговой сети под воздействием глобализационных процессов;

- содействие повышению конкурентоспособности товаров и услуг;

- совершенствование национальной системы управления качеством, приближение ее к международным стандартам; отказ от системы квотирования потребительских товаров;

- пересмотр критериев технического регулирования, в том числе ряда критериев лицензирования деятельности субъектов предпринимательства;

- переход к свободному ценообразованию при соответствующем государственном контроле за ценами предприятий-монополистов и на социально значимые товары;

- совершенствование амортизационной политики Государственное регулирование торговой деятельности в направлении повышения заинтеесованности торговых организаций и предприятий общественного питания в приобретении нового современного оборудования и внедрения прогрессивных технологий;

- совершенствование механизма налогообложения организаций торговой сферы и предприятий бытового обслуживания;

- повышение уровня компетентности государственных служащих в вопросах государственного регулирования и рыночной экономики; разработка государственной политики, направленной на формирование рыночной этики и идеологии, уважение предпринимательства;

- активное содействие организации всевозможных школ торгового бизнеса, курсов повышения квалификации для высшего и среднего управленческого звена, торгово-оперативного персонала;

- пропаганда здорового образа жизни и высокого качества потребления среди населения республики, поддержка рекламы отечественного товаропроизводителя;

- содействие повышению экономической и потребительской грамотности населения, совершенствование законодательной базы торговли и трансформация полномочий Государственное регулирование торговой деятельности и функций органов государственного регулирования, защита прав индивидуальных предпринимателей и потребителей.

Реализация перечисленных направлений совершенствования политики государственного регулирования будет содействовать дальнейшему развитию торговли, рыночных начал в экономике, повышению национальной экономической безопасности Республики Беларусь, эффективному вхождению страны в мировое сообщество, повышению качества жизни белорусского населения.



documentaxmtsuj.html
documentaxmuaer.html
documentaxmuhoz.html
documentaxmuozh.html
documentaxmuwjp.html
Документ Государственное регулирование торговой деятельности